Термоусадка
Термоусадочная этикетка — это изготовленный из пленочного материала рукав, сжимающийся под воздействием тепла и повторяющий форму сосуда, на который надет. Этот современный способ создания визуальной привлекательности обертки активно используется на упаковочном рынке, завоевывая все большую популярность.
В 2004 г. мировая потребность в рукавной термоусадочной этикетке составляла примерно 1478 млн м2, к 2006 г. возросла до 2760 млн м2 и по прогнозам будет расти до 2010 г. со средней скоростью в общемировом масштабе до 10% в год.
Термоусадочная этикетка завоевала симпатии обеих движущих сил рынка — и спроса, и предложения. С одной стороны, покупатели любят приобретать товары, которые в обертке выглядят как дорогой подарок — его удобно держать, открывать, он радует взгляд, а с другой — владельцы брендов используют притягательный вид термоусадки для увеличения продаж благодаря ее бесконечным возможностям брендинга и продвижения.
Спектр возможных применений широк и разнообразен: продукты питания, косметика, бытовая химия и многое другое. Метод термоусадки годится для любых контейнеров, в том числе металлических банок, стекла, пленок и пластиков — даже в случае влажной или замороженной продукции.
Преимущества — рукавная этикетка защищает упаковку, обеспечивает запечатывание по всей поверхности, сохраняет целостность продукта и не отваливается сразу по совершении покупки. Термоусадочная этикетка может обеспечивать совместное продвижение, если, например, ее использовать для упаковывания двух видов продукции несхожей формы в один набор для экономии места и повышения привлекательности. Термоусадка также дает и технические преимущества — легкость снятия этикетки в случае возврата тары, защиту от несанкционированного вскрытия, групповую упаковку. Например, мультипак — упаковка нескольких бутылок, которая характеризуется простотой транспортировки, высокой видимостью упакованного продукта, возможностью считывания штрихкода и хорошей защищенностью от пыли, грязи, влаги и магазинных краж.
Термоусадочные материалы
Число пленочных материалов велико, и выбор сложен, но очень важен. Наиболее часто используемые усаживаемые пленки — ПВХ, ПЭТ, ПЭТГ, ОПС, PLA и ОПП. Пленки ПВХ легко контролируются в процессе термоусаживания и недороги; у них хорошая стойкость к истиранию, они выдерживают процесс пастеризации. Коэффициент усадки ПЭТ еще выше, и пастеризация также возможна. Благодаря более низкому коэффициенту усадки в вертикальном направлении ОПС можно использовать для мягких контейнеров, из которых содержимое выдавливается. Европа и обе Америки выбирают ПВХ; ПЭТ доминирует на рынках Японии и Кореи. Производители пленок постоянно разрабатывают новые материалы с целью предложить более эффективную утилизацию отходов (материалы низкой плотности), меньшую чувствительность к атмосферным воздействиям, большую легкость и эффективность в обработке.
Краски для термоусадки
На рынке постоянно появляются новые красочные формулы. Они нацелены прежде всего на то, чтобы отвечать требованиям стойкости при термоусаживании, к истиранию в сухом и влажном виде, стойкости к растворителям. Они должны иметь низкий уровень запаха, высокий блеск и сниженное трение для использования в высокоскоростных аппликаторах. Необходимо найти хороший баланс высокоскоростного отверждения и способности рукавной этикетки сжиматься, особенно с УФ-красками. Стойкость к царапинам должна сочетаться с высокими адгезивными свойствами к большому спектру материалов. Для этой цели технологии УФ-отверждения в инертной атмосфере помогают значительно увеличить и адгезию, и стойкость к царапинам (для достижения усадки 70%), предотвращают миграцию летучих органических соединений (после октября 2007 г. их уровень должен быть меньше на 40%, чем был в 2001 г. — такие страны, как США и Германия, развернули масштабную борьбу против миграции летучих органических соединений) и снижают уровень запаха. УФ-краски на сегодняшний день признаны лучшими в этом сегменте: они экологичны, дают наименьшее растискивание и сравнимы по качеству оттисков с сольвентными для глубокой печати.
Технология производства термоусадки
Универсальность термоусадки привела к созданию целого ряда материалов, техники и, конечно, применению различных способов печати.
Глубокая печать — хорошо изученный способ, характеризующийся фотографическим воспроизведением и блестящими «металлическими» эффектами. Часто глубокая печать включает сушку ИК- или электронными лучами. Однако сейчас сольвентным технологиям приходится сталкиваться со значительными экологическими трудностями. Законодательство ограничивает использование растворителей из-за их токсичности, добавляющей дополнительные проблемы к уже существующим: переработки и восстановления.
В США действующие стандарты вынуждают типографии переводить машины с центральным печатным цилиндром на УФ-технологии.
За несколько последних лет флексографская технология добилась значительных успехов и претендует на рынок термоусадки. Качество флексографского оттиска достигло высокого уровня, а современные УФ-краски прекрасно отвечают нуждам отрасли за счет быстрого высыхания и хорошей глубины цвета. Преимущества флексографии — низкая стартовая стоимость, высокие кроющие свойства УФ-красок, слабый запах, хорошая стойкость на истирание и сцарапывание и отсутствие необходимости тщательной очистки (за ночь краска не высыхает на формах). К недостаткам относятся высокая стоимость красок и дефицит термочувствительного УФ-адгезива.
Рулонная офсетная печать также занимает солидную долю рынка термоусадки.
Разумеется, выбор технологии зачастую зависит от вида работы. Обычно термоусадка запечатывается реверсной печатью с белой подложкой для повышения стойкости к царапинам и истиранию, защиты контейнера от УФ-излучения и выцветания красок. При этом изображение на стадии допечатной подготовки корректируется с учетом формы контейнера и усадки материала.
Автор: Раффаэлла Комунетти, Gidue, Италия
|